Древесина и разнообразные изделия из нее окружали человека всегда. Его жизнь была неразрывно связана и с камнем – от пещер, в которых селились первобытные люди, – до дворцов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и в мебели многих стилей древесина и камень всегда были рядом. Из камня изготавливались декоративные подставки, крышки столов, тумб и комодов, фанерой (тонкими пластинами) из натурального камня облицовывалась поверхность мебели. В ХХ в., бурно развивавшем все новые технологии, натуральные материалы стали отходить на второй план, уступая место различным заменителям. Так, вместо массивной древесины в мебели используются преимущественно древесные плиты, а вместо камня – бумажно-слоистые пластики, имеющие текстуру гранита, мрамора, яшмы и т. д. Однако в конце ХХ в. стала активно развиваться и обратная тенденция – возврат к использованию в быту натуральных материалов. Пластик, как наиболее прочный, износостойкий и гигиеничный материал, получивший с середины 70-х годов распространение особенно в кухонной мебели как облицовка для рабочих поверхностей, крышек столов, барных и гостиничных стоек и т. д., – просто надоел потребителю, пожелавшему снова заменить его натуральным камнем. Но, как сказал польский писатель Станислав Ежи Лец: «Нет возврата в пещеры – нас слишком много». Понятно, что вскрывать новые карьеры, доставлять и пилить камень, повсеместно организовывать камнерезные мастерские теперь практически невозможно. К тому же, натуральный камень не только требует больших затрат при его транспортировании и обработке, но и не дает стабильного качества, в особенности по текстуре самого материала. И компромисс был найден. Многими изготовителями были разработаны рецептуры и составы искусственных камнеподобных материалов на основе безопасных в экологическом отношении смол, минеральных наполнителей и красителей. Несмотря на большое количество фирм, производящих подобные материалы (Du Pont, Wilsonart/Resopal, Paracor, Samsung, Schock, LG и т. д.), и разнообразие фирменных марок (Corian, Staron, Varicor, Cardon, Marlan, и т. д.), имеются всего две их группы, отличающиеся типом используемого связующего, – на акриловой или полиэфирной основе. Искусственный камень на акриловой основе лучше формуется под нагревом, имеет более высокую светостойкость, то есть более устойчив к выцветанию под воздействием ультрафиолетовых лучей, не содержит стирол, выделение которого возможно при утилизации отходов или в процессе эксплуатации изделий, выделяет меньше пыли при обработке. Материалы на основе полиэфирных смол имеют несколько большую твердость и выдерживают более высокую температуру. Все эти материалы прекрасно обрабатываются дереворежущим инструментом – обычным ручным, механизированным – или на деревообрабатывающих станках. Они хорошо склеиваются с использованием специальных клеев, причем клеевой шов остается незаметным. Искусственный камень по сравнению с бумажно-слоистым пластиком имеет меньшую твердость и стойкость к абразивному износу, но хорошо шлифуется и полируется, что при необходимости позволяет производить ремонт поврежденной поверхности, который невозможен при применении пластиков. Для потребителя важна не только цена, но и предлагаемый поставщиком ассортимент текстур и цветов искусственного камня. Большое значение имеет и возможность поставки комплектующих изделий: полос, плинтусов, изогнутых и угловых элементов, литых моек и т.д., что обеспечивает большее разнообразие при разработке дизайна и упрощает производство. Искусственный камень находит все большее применение в оформлении интерьеров жилых и общественных зданий, в мебели для кухни, ванных комнат и т. д. В любом случае, искусственный камень интересен для наших мебельщиков хотя бы тем, что его использование дает возможность разрабатывать свои изделия, отличающиеся нетрадиционным дизайном, непохожие на другие, и тем самым привлечь потребителя, уже избалованного предложениями мебельного рынка.