Форум мебельщиков
Форум мебельщиков
Привет,
Новое на сайте
История стула
на Вторник 09 Сентябрь 2014
добавил: masterovoy список авторов
категория История

История стула

Человека всю его жизнь окружают самые разнообразные вещи, но он редко задумывается об истории их происхождения. К примеру, такой привычный предмет мебели, как стул, прошел долгую эволюцию, прежде чем принять современный внешний вид.


Древние цивилизации

Первые предки хорошо известного всем стула появились еще до нашей эры на территории Древнего Египта. До египтян никто и не помышлял о том, чтобы у привычной лавки или табурета появилась спинка. Но древнеегипетские столяры смекнули, что правителям Египта нужен особый атрибут их власти с удобной спинкой – трон, который прочно вошел в египетскую культуру. Немного погодя все те же египтяне изобрели подлокотники, и величественный трон отныне стал знаковым отличием каждого фараона.


Трон фараона Тутанхамона

Трон фараона Тутанхамона


Такой трон позволял фараону держать осанку и выгодно выделял среди многочисленной знати. Он украшался золотом, драгоценными камнями и был выполнен из редких пород дерева. Простые же люди по-прежнему сидели на простых скамьях.


Удобное сиденье со спинкой быстро завоевало популярность и в других странах, правда, не во всех оно считалось непременным атрибутом правителя. В Древней Греции стулья предназначались для больных, детей и женщин, а мужчинам было гораздо удобнее лежать, чтобы вести неторопливую беседу или наблюдать за ходом бесконечных пиров и празднеств.


В Древнем Риме, как и в Египте, стул был показателем социального статуса обладателя. Трон императора был сделан из мрамора и украшен вставками из драгоценных металлов и камней. Особо уважаемые граждане сидели на деревянных, богато украшенных стульях, а чиновники имели в своем распоряжении рабов, которые носили за ними по пятам складные стулья, отделанные слоновой костью. Большой привилегией пользовались римские аристократы – у них был собственный мраморный трон, который был отдаленной копией императорского трона.


Древняя Русь

Население Древней Руси долгое время не помышляло о сиденьях со спинкой, и все, включая царя и князей, сидели на лавках. Лишь по особым случаям правитель усаживался на свой трон. У каждого он был особенным: Иван Грозный сидел на троне, изготовленном талантливыми итальянскими мастерами, Борис Годунов предпочитал восседать на троне, украшенном бирюзой и золотом, а отец Петра Великого – Алексей Михайлович – на золотом троне с алмазами и рубинами. И лишь реформы Петра I все расставили по своим местам, и стул со спинкой начал понемногу входить в обиход у разных слоев населения, заменяя неудобные лавки.


Трон Петра I (Георгиевский зал в Зимнем дворце)

Трон Петра I (Георгиевский зал в Зимнем дворце)


Подданные вначале с неодобрением отнеслись к новшествам, которые Петр практически насильно заставлял использовать в быту. Первым делом на стулья были усажены все дворяне, которые боялись возражать императору, зная о его крутом нраве. Вскоре мода, которую Петр старательно перенимал у европейцев, укоренилась в России и постепенно ушла в народ. Простые люди оценили преимущества спинки, которая позволяла расслабить тело, а дворяне начали украшать свои дома роскошными стульями из-за границы, усаживая на них гостей и одновременно стараясь угодить Петру.


Европа

В эпоху средневековья стулья были весьма популярны в Европе, но сидеть на них доводилось лишь аристократии. От того, насколько богато был украшен этот предмет мебели, напрямую зависело положение владельца в обществе, кроме того, стулья играли важную роль в дворцовых ритуалах.


Помешан на стульях был французский «король-солнце» Людовик XIV, который приказал изготовить для своего дворца в Версале стулья из чистого серебра. Ни о каком комфорте речи и быть не могло, зато этот поступок прославил Людовика по всей Европе. Впрочем, частые войны решили судьбу драгоценных стульев, и они были переплавлены в монеты, но это не остановило короля, который в буквальном смысле создал специальный этикет, позволяющий сидеть на стульях.


Стулья во дворце были символом престижа. На стульях с мягкими подушками могли сидеть только королевские особы. Такие стулья обладали откинутой спинкой и объемным, мягким сиденьем. Знатные вельможи имели право сидеть на резных стульях, инкрустированных драгоценными камнями, а придворные с низшими титулами довольствовались складными стульями. Остальные должны были стоять, когда шел королевский прием, и лишь в особых случаях некоторым дамам с разрешения короля позволялось присесть.

В 17 веке Европу охватила мода на итальянский стиль барокко, который диктовал свои условия: главное – это величественный вид и только потом – удобство. Стулья в стиле барокко выглядели помпезно и вычурно, вынуждая королевских особ сидеть в неудобной позе на многочасовых дворцовых церемониях. Такому стулу была свойственна особая резьба, которая покрывалась смесью клея и специальных добавок, на которую наклеивали тончайшие листы золота и драгоценные камни.


Кроме того, аристократия Франции обставляла свои дома креслами с высокими спинками и низкими сиденьями. По-прежнему использовались привычные табуреты и складные стулья не особо знатными вельможами. 17 век – время появления и повального использования шезлонгов, на которых можно было не только сидеть, но и лежать. Они имели форму лодки и, так называемой, «разбитой герцогини» - это шезлонг, состоявший из кресла и приставного табурета, иногда такой шезлонг был представлен двумя креслами и табуретом между ними.


Но время шло, наступил 18 век, а вместе с ним наступил расцвет нового стиля в культуре – рококо. Переменчивая мода затронула и мебель. Теперь тон всей Европе задает Франция, а не Италия. Появляются мягкие и глубокие стулья, в которых можно часами просиживать перед камином. Высший свет узнал, что такое кресло для кабинета. Постепенно видовой состав стульев исчисляется десятками: появился высокий парикмахерский стул с изогнутой спинкой, компактные дорожные стулья и изящные стулья-кресла для беседы.


Разумеется, все эти разновидности одного-единственного стула были доступны богатым людям с положением в обществе, но даже они порой становились заложниками моды на этот атрибут мебели. Когда мужчины начали носить фрак, им приходилось садиться лицом к спинке стула, дабы не помять важный предмет своего гардероба.


К концу 18 века эпоха рококо сходит на «нет» и в законные права вступает классицизм. К власти приходит Людовик XV, а моду начинают диктовать его фаворитки, которые обставляют свои покои в английском стиле. Европа освобождается от французской диктатуры моды.


Начало 19 века ознаменовано правлением Наполеона, который вновь пытается сделать мебель вычурной и напыщенной, однако, стиль ампир быстро прижился, и стулья той эпохи славились изяществом и удобством. Не за горами вторая половина 19 века, когда на смену роскоши приходит удобство, и стулья все больше начинают входить в массы.


Трон Наполеона

Трон Наполеона


Новое время

Настоящую революцию в технологии производства мебели и, в частности, стульев совершил австриец Михаил Тонет в середине 19 века. Он решил, что на смену тяжеловесным конструкциям должны прийти практичные стулья из гнутого дерева и не ошибся – его новаторские идеи быстро нашли применение в мебельной промышленности, и удобные стулья из бука впервые стали доступны простым людям. Тонет организовал собственную фирму по производству мебели и в рекордные сроки новые стулья полюбились в России, Европе и даже Америке.


Венские стулья и по сей день невероятно популярны и отличаются простотой и качеством. Что до Тонета, то его пример стал заразительным, и все больше мастеров выдвигали смелые идеи для создания стульев. Марсель Брейер разработал дизайн стульев по тому же принципу, что и Михаил Тонет, но в качестве материала он использовал металл. Другой новатор - Эро Сааринен решил, что четыре ножки у стула – лишние детали, и оставил всего одну по середине, которая поддерживала чашеобразное сидение.


Стул. Михаил Тонет

Стул. Михаил Тонет


В 20 веке фантазию дизайнеров уже было не остановить. Англичане изобрели стул, который способен занимать до четырех положений, в зависимости от позы, которую принимает человек. Итальянцы же решили сделать акцент на удобстве и изобрели кресло, которое по щелчку превращается в кушетку – отличный вариант для работы и отдыха.


Представителям разных профессий требовалась и специальная мебель. Так специально для людей, работающих с чертежной доской – кульманом – был изобретен стул, который был способен подстраиваться под любой рост, поворачиваться и опускаться, как это нужно человеку.


Врачи тоже не остались в стороне, а один из них даже сконструировал собственную модель стула. Бент Акерблом долго наблюдал за своими пациентами и поймал себя на мысли, что считает позу, в которой они сидят неправильной. Люди постоянно ищут наиболее удобное положение, когда сидят нас стуле, и им в этом можно помочь. Акерблом решил, что нужно наклонить сиденье стула немного внутрь, а спинку изогнуть в том месте, где изгибается позвоночник человека. Так был сделан еще один шаг для создания идеального стула.


Особые экземпляры

С момента появления первого стула прошло немало времени, и он не раз успел трансформироваться во множество моделей, подчиняясь моде или воле фараонов и императоров. Близкими родственниками стула можно считать трон, табурет, шезлонг и даже кресло. Хочется лишь дополнительно упомянуть об особо интересных экземплярах, которые каждый коллекционер мечтает заполучить в свою коллекцию.

  • Кресло с драконами, созданное дизайнером Эйлин Грей на сегодняшний день является самым дорогим предметом мебели, созданным в 20 веке. Ее шедевры были невероятно популярны еще при жизни, на нее многие равнялись и подражали ее стилю. Кресло с драконами было создано в период с 1917 по 1919 года и в 2009 году было продано частному коллекционеру за 22 млн евро;


Кресло с драконами. Эйлин Грей, 1919г.


  • Трон китайского императора Цяньлуна – удивительное изобретение китайских мастеров, которое считается истинным шедевром и оценивается более чем в 11 млн долларов. После революции в Китае 1911 года трон попал в частные руки и чудом дошел до наших дней в идеальном состоянии;


Трон китайского императора Цяньлуна

Трон китайского императора Цяньлуна


  • Табурет Реджинальда Льюиса был изготовлен мастерами мебельного дела примерно в середине 18 века на территории Пенсильвании. Данный предмет интерьера сохранился и по сей день и выставлен в Метрополитен-музее. Это подлинный шедевр мебельного искусства Америки 18 столетия, а его стоимость равна 5,2 млн долларов;


Табурет Реджинальда Льюиса

Табурет Реджинальда Льюиса


  • Стул Фаберже, вышедший из-под рук мастера Михаила Першина – не совсем ожидаемая вещь, когда слышишь знаменитую фамилию, ведь на ум сразу приходят знаменитые яйца и украшения. Трудно представить, что под именем Фаберже могла изготавливаться и мебель. Однако, мастера делали на славу любые предметы. Так мастер Першин работал над стулом по наброскам немецкого художника Лео фон Кленца ровно четыре года и в начале 20 века создал невероятный шедевр, который оценивается в 2,3 млн долларов;


Стул Фаберже. Михаила Першина

Стул Фаберже. Михаила Першина


  • Стулья американского дизайнера Владимира Кагана – невероятно популярные модели, которые за легкость и плавность линий сравнивают с танцорами степа. Дизайнеру уже далеко за 80, а он продолжает создавать свои мебельные творения, на которые его вдохновляет живая природа, позволяя создавать обтекаемые, «живые» формы;


Стул. Владимир Каган

Стул. Владимир Каган


  • Стулья из вековых дубов от Дениса Милованова -  это новое слово в мебельном искусстве. Стулья мебельного дизайнера действительно выполнены из древесины дуба, но для их изготовления использовались ни в коем случае не живые деревья, а уже погибшие или смертельно поврежденные. Дизайнер увидел, как валят мертвые деревья и захотел вдохнуть в них жизнь заново. Глядя на стулья, которые выходят из-под руки мастера, невольно начинаешь верить, что эти стулья прослужат больше ста лет. Милованов изготавливает не только стулья из мертвых деревьев – в его коллекции множество других предметов интерьера;


Стул из векового дуба. Денис Милованов

Стул из векового дуба. Денис Милованов


  • Стулья от Джори Брайхэма известны во всем мире не только благодаря футуристическому дизайну, но и особому методу изготовления. Главное для мастера – экологичность, поэтому он не использует в своем деле редкие породы дерева, например, из тропических лесов, предпочитая простые подручные материалы, например, бетон и фанеру.


Стул. Джори Брайхэм

Стул. Джори Брайхэм

Поиск




Copyright © 2006
При использовании материалов сайта ссылка на mebelsam.com обязательна!
||